Система Брайля

«Я к вам пишу…». Эти слова из письма Татьяны к Онегину знакомы нам со школьной скамьи.

Я держу в руках объемную, перевязанную шнуром папку с письмами от моих учеников. Они, как живые посланники, рассказывают о радости и печали, о трудностях и успехах учеников, которые теперь стали моими друзьями. Есть какое-то таинство в том, когда мы садимся за письмо другу, маме, любимому или любимой. Порой мучительно подбираем слова, как будто от них зависит наша судьба. Мы погружаемся в волшебный мир общения, когда собеседника рядом нет, а потом с нетерпением ждем ответа, заглядывая с надеждой каждый раз в почтовый ящик. А сколько примеров переписки великих людей хранит история! Вспомните почтовый роман Петра Петровича Шмидта и Зинаиды Ризберг. Одна встреча и лавина пылких писем, пронизанных такой силой любви, которая восхищает нас и по сей день.

И если вдруг на нас обрушилась черным покрывалом беда, и мы лишились возможности видеть, писать, на помощь нам спешит Луи Брайль, создатель уникального рельефно-точечного шрифта, позволяющего незрячим читать и писать. Около двухсот лет незрячие используют эту азбуку в своей учебе, в профессиональной деятельности и в письмах, разлетающихся по всему миру.

На первый взгляд кажется непостижимым овладение этой азбукой, однако, это не так. Вот, что рассказал в интервью местной газете «Бийский рабочий» Миллер Виктор Филиппович, преподаватель высшей категории, которого выпускники прошлых лет помнят не только по занятиям пространственной ориентации, а позднее как преподавателя предмета «Система Брайля», но и по урокам игры на гитаре. Он же является музыкальным руководителем в нашем Центре.

Фотография. Преподаватель дисциплины Система Брайля Виктор Филиппович Миллер со своими учениками

«Когда я впервые попал в Центр реабилитации, то боялся, что не справлюсь, что не смогу научиться ориентироваться в пространстве, не смогу осилить сложную, как мне казалось, систему Брайля и никогда уже ничего не прочитаю и не напишу. С этим страхом сталкиваются все ослепшие люди. Осознать, что это не так, мне помогли мои педагоги, а теперь своим собственным примером я каждый раз доказываю своим воспитанникам: все возможно. Каждый мой урок – это упорство и целеустремленность учеников. Только благодаря этим качествам характера люди учатся жить в новом «темном» мире, не только преодолевая бытовые трудности, но и получая удовольствие от новых достижений».

За шестьдесят лет деятельности нашего Центра более пяти тысяч реабилитантов обучились чтению и письму по системе Брайля.

Но, к сожалению, все меньше писем стал приносить почтальон, а сейчас и вовсе они прекратились. И это потому, что в нашу жизнь напористо ворвался ОН – сотовый телефон. Мы рукоплещем произведению технической мысли, радуемся новым возможностям связи. И, действительно, сотовый телефон стал настолько доступным средством общения, что мы забыли, или почти забыли о письме и забыли незаслуженно.

Сейчас мы торопливо вынимаем «мобильник», что-то говорим, что-то слышим в шуме городских улиц, либо на фоне назойливых телевизионных информаций, а телефон, между тем, беспристрастно отсчитывает секунды, минуты оплачиваемого разговора. И трудно в этом хаосе звуков выделить и навсегда запомнить самые нужные слова.

Скажите однажды своему абоненту: «Я тебе напишу письмо», а затем возьмите ручку или грифель, положите на стол лист бумаги и… «Я к вам пишу…».