Пространственная ориентация
По тротуару городской улицы в людском потоке идёт незрячий человек. Он идет, слегка постукивая тростью, обнаруживая на пути следования различные препятствия, обходит их, забегая по ступенькам, поднимается на крыльцо, входит в магазин, выходит оттуда с покупкой, уверенно шагает в обратном направлении. Такую картину можно видеть практически в любом городе нашей необъятной страны. И не секрет, что у многих, наблюдающих со стороны за действиями незрячего, возникают вопросы: как человек без контроля зрения, самостоятельно передвигаясь в пространстве городской улицы, находит нужный ему объект? Что помогает незрячему правильно выбрать и удержать направление на пути следования? Какую роль выполняет в его руках белая трость? На все эти вопросы можно ответить при изучении предмета пространственной ориентации курса социальной реабилитации слепых в Бийском филиале ЦРС ВОС.
В перечне предметов, составляющих курс социальной реабилитации, пространственная ориентация – один из самых важных и сложных предметов. Навыки по определению своего местоположения в пространстве и самостоятельного передвижения в нем без контроля зрения является для незрячего необходимостью, так как отсутствие таковых или недостаточное количество и качество таких навыков рано или поздно приводит к проблемам психофизического, а так же социального характера.
Цель изучения предмета: раскрыть и развить потенциальные психические и физические возможности незрячих при формировании у них навыков самостоятельного передвижения; стимулировать процесс компенсации слепоты, дающий возможность интеграции незрячего в общество.
Задачи изучения дисциплины:
1) Формировать у обучающихся положительную мотивацию к самостоятельному передвижению и повышению уровня мобильности при взаимодействии с различными видами пространства. Для этого реабилитанту необходимо:
а) овладеть основными приемами работы длинной тростью и использовать ее функции при передвижении и обследовании маршрутов, объектов и пространства;
б) научиться самостоятельно обследовать помещения различного назначения и передвигаться в них;
в) овладеть приемами самостоятельного обследования и изучения новых маршрутов в условиях нашего города и в дальнейшем использовать их в любом другом городе или населенном пункте;
г) самостоятельно передвигаться по изученным маршрутам; обнаруживать и преодолевать все виды препятствий на пути следования; пользоваться всеми видами общественного транспорта; самостоятельно осуществлять пересадки с одного вида транспорта на другой.
2) Формировать у обучающихся эмоционально-волевые качества, позволяющие преодолевать чувство ложного стыда и барьера страха перед пространством в процессе самостоятельного передвижения.
3) Тренировать внимание, память для использования их при обнаружении препятствий, осязательных и слуховых ориентиров.
4) Воспитывать разумную смелость, уверенность в себе, самостоятельность.
5) Научить правильно вступать в контакт со зрячими прохожими и разумно пользоваться их помощью при изучении или уточнении маршрутов.
6) Развивать компенсаторные возможности организма, применяя систематический тренинг сенсорной сферы в целях наиболее полной компенсации слепоты (сенсибилизация сохранных органов чувств).
7) Развивать способность к формированию качественных топографических и пространственных представлений на основе совокупной работы активизированных процессов памяти, внимания и мышления. Для изучения новых маршрутов используются рельефные планы, схемы и другие пособия.
В Бийском филиале ЦРС ВОС обучение пространственной ориентации ведут четыре преподавателя:
Овчинникова Олеся Ивановна,
Зверев Николай Павлович, инвалид 1-ой группы по зрению,
Сузопова Елена Павловна,
Гордеев Александр Анатольевич, инвалид 1-ой группы по зрению.
Многолетний опыт работы нашего Центра показал, что наилучшие результаты обучения пространственной ориентации достигаются, когда в учебной группе работают в паре зрячий и незрячий преподаватели.
Объясняется это следующим образом.
Незрячему преподавателю не составляет труда при показе маршрута заострить внимание своего ученика на самых необходимых ориентирах, выбрать из большого количества объектов наиболее удобные в данной обстановке, выбрать нагрузку, соответствующую возможностям обучаемого, наглядно показать приемы работы тростью, приемы изучения объектов в условиях города, определения сторон горизонта, использования отраженного звука, ощущения препятствий на расстоянии, обнаружение и преодоление препятствий. Незрячий преподаватель своим умением, навыками, своим личным примером, помогает ученикам преодолеть психологический барьер, создать у них оптимистический настрой на весь учебный период, вселить уверенность в свои возможности. Наконец, ему, на себе испытавшему все сложности и трудности самостоятельного передвижения в условиях города, легче правильно построить весь процесс обучения незрячего ученика.
Зрячий же преподаватель легко контролирует внешний вид учеников, их манеры, походку. Ему легче осуществлять негласный контроль за несколькими учащимися на разных маршрутах, на которых они оказываются неизбежно, т.к. по своим психофизическим возможностям они не могут одновременно осваивать программный материал.
В программу предмета включены 8 тем. На изучение 8-ми тем отводится 120 учебных часов. Это время, необходимое для освоения программы на хорошем уровне у учащихся без дополнительных дефектов и не владевших навыками пространственной ориентации. Для учащихся, имеющих дефекты осязания, слуха, вестибулярного аппарата, недостаточное общее развитие, преподаватель может использовать на первые три темы все 120 учебных часов.
В результате изучения курса по предмету «Пространственная ориентация» у выпускников должны быть сформированы теоретические знания и практические умения и навыки безопасного передвижения незрячего в замкнутом и открытом пространстве.
Фото: Мария Слепцова