Домоводство и самообслуживание

Основной задачей изучения данного предмета является восстановление самостоятельности в быту человека, потерявшего зрение, обучение реабилитантов навыкам обслуживания себя, умению правильно организовывать свой быт. Это позволяет слепому быть в минимальной зависимости от зрячего, организовать домашнее питание и отдых, сохранять здоровье, воспитывать детей, общаться с окружающими людьми, вести активную жизнь.

В оборудованном кабинете домоводства и самообслуживания каждый незрячий может научиться правильному уходу за собой, пользованию приборами культурно-бытового назначения, уборке квартиры, включая уход за мебелью, стирке, утюжке и хранению личных вещей; повседневному уходу за одеждой, обувью и мелкому ремонту личных вещей; приготовлению разнообразной пищи; сервировке стола, хранению продуктов питания, уходу за посудой, кухонным инвентарем, приемам распознавания и хранения денег и т.д.

9

При соблюдении наглядности обучения слепых используется в основном осязательно-двигательный аппарат. Поэтому преподаватель использует наглядные и практические методы (показ трудовых приемов и упражнений).

При проведении теоретических занятий используются как словесные (беседа, рассказ) методы, так и наглядные (образцы).

Обучение основным навыкам домоводства осуществляется в условиях, максимально приближенных к нормальным бытовым, в которых слепому придется жить: стандартная кухня, с расположенным в ней обычным кухонным инвентарем, стандартная жилая комната и комната-спальня.

Цель программы:

1. Раскрыть потенциальные возможности каждого незрячего в выполнении бытовых действий, в самостоятельном ведении домашнего хозяйства.

2. Сформировать умения, навыки и приемы самообслуживания без зрительного контроля с помощью сохранных органов чувств (анализаторов).

3. Воспитать у каждого реабилитанта навыки культурного поведения, хорошего вкуса, правильной организации ведения домашнего хозяйства, чувства гражданской ответственности.

В программу включены практические и теоретические занятия по 7 темам. В основу занятий положены дидактический принцип обучения: от простого к сложному, последовательность, доступность, понятность.
При обучении обязательно учитываются возрастные, интеллектуальные и физические возможности, жизненный опыт каждого учащегося.

При проведении практических занятий особое внимание уделяется обеспечению безопасности труда при обучении приемам и навыкам работы с острыми, режущими предметами, с нагревательными приборами.

Закончив курс обучения каждый реабилитант должен:

- знать технологию приготовления пищи, вести здоровый образ жизни;

- уметь правильно организовать ведение домашнего хозяйства (уход за одеждой, борьба с бытовыми насекомыми, уборка жилья, стирка, утюжка вещей);

- уметь обращаться с современной бытовой техникой;

- уметь правильно распределять семейный бюджет, со вкусом одеваться;

- уметь принять гостей. 

2

3