Физическая культура

Цель занятий по физкультуре: содействие развитию тех функций организма, которые помогают слепым компенсировать недостатки зрения, а также привитие умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями для улучшения работы всех сохранных анализаторов, что является необходимым условием для успешного процесса реабилитации.

Задачи изучения предмета:

1) воспитание эстетической оценки тела и движений человека;

2) укрепление здоровья, сохранение и дальнейшее совершенствование физического развития и подготовленности;

3) овладение основными жизненно-важными двигательными навыками и умениями, подготовка к трудовой деятельности;

4) овладение первоначальными навыками пространственной ориентации;

5) воспитание воли, настойчивости в достижении цели;

6) тренировка вестибулярного аппарата.

В настоящее время в Бийском ЦРС физкультуру преподает молодой специалист – Миллер Андрей Викторович. Преподаватель подбирает специальные комплексы упражнений с учетом состояния здоровья, физического развития и возраста каждого учащегося.

Тифлокомментарий к картинке 1: учащиеся на занятии по физической культуре выполняют гимнастические упражнения, стоя на балансировочном тренажере BOSU

Все учащиеся Центра по состоянию здоровья делятся на 3 медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. За дозированием физических нагрузок следит преподаватель и медицинский работник. Учащиеся, отнесенные к основной и подготовительной группе, занимаются по основной программе.

С учащимися, имеющими значительные отклонения в здоровье или, имеющими дополнительные физические дефекты (паралич рук, ног; неправильное телосложение и др.) проводятся занятия по лечебной физкультуре в урочное время.

Систематические занятия физической культурой восстанавливают нормальную работу сохранных органов чувств. Занятия проводятся 5 раз в неделю в специально оборудованном зале или на открытой площадке. На уроках физкультуры приобретаются первоначальные навыки пространственной ориентации. У реабилитантов развивается выносливость, совершенствуется координация движений, необходимая для успешного выполнения производственных и бытовых работ.

Физкультура – мощное средство ликвидации скованности движений, повышения двигательной активности и преодоления боязни пространства у ослепших, она является средством тренировки вестибулярного аппарата, обеспечивающего слепым прямолинейность движения, равновесие тела, ощущение активных и пассивных поворотов на месте и в движении.

Тифлокомментарий к картинке 2: в спортивном зале Бийского филиала ЦРС ВОС учащиеся выполняют гимнастические упражнения с использованием гимнастического мяча

На уроках физкультуры воспитывается характер, воля незрячего, смелость, настойчивость и упорство в достижении цели.

Особенно большую роль играет физическая культура для людей, ослепших в детстве и, как правило, не получивших достаточного физического развития. С такими учащимися в основном разучиваются корригирующие и обще развивающие упражнения. Практика показала, что у таких людей постепенно появляется правильная координация движений, правильная походка и осанка, они становятся физически более сильными.

При проведении теоретических занятий используются такие методы как: словесные (рассказ, беседа), наглядные (показ тренажеров, снарядов).

При проведении практических занятий используются методы наглядные и практические.

Итоговая аттестация проводится, исходя из оценки знаний по каждой теме и снимаемым показателям физического развития по прибытию в ЦРС и по окончанию обучения.

Основные знания, умения:

У реабилитантов должны быть сформированы знания о тренажерах, снарядах, упражнениях, направленных на укрепление здоровья и развития физических качеств, необходимых для успешной бытовой и трудовой деятельности.

За время обучения в общей сложности учащиеся изучают более 50 упражнений, часть из них входит в утреннюю гимнастику, а также в регулярные занятия по физкультуре и способствуют развитию физической силы, гибкости, выносливости, умения регулировать нагрузку.

Система Брайля

«Я к вам пишу…». Эти слова из письма Татьяны к Онегину знакомы нам со школьной скамьи.

Я держу в руках объемную, перевязанную шнуром папку с письмами от моих учеников. Они, как живые посланники, рассказывают о радости и печали, о трудностях и успехах учеников, которые теперь стали моими друзьями. Есть какое-то таинство в том, когда мы садимся за письмо другу, маме, любимому или любимой. Порой мучительно подбираем слова, как будто от них зависит наша судьба. Мы погружаемся в волшебный мир общения, когда собеседника рядом нет, а потом с нетерпением ждем ответа, заглядывая с надеждой каждый раз в почтовый ящик. А сколько примеров переписки великих людей хранит история! Вспомните почтовый роман Петра Петровича Шмидта и Зинаиды Ризберг. Одна встреча и лавина пылких писем, пронизанных такой силой любви, которая восхищает нас и по сей день.

И если вдруг на нас обрушилась черным покрывалом беда, и мы лишились возможности видеть, писать, на помощь нам спешит Луи Брайль, создатель уникального рельефно-точечного шрифта, позволяющего незрячим читать и писать. Около двухсот лет незрячие используют эту азбуку в своей учебе, в профессиональной деятельности и в письмах, разлетающихся по всему миру.

На первый взгляд кажется непостижимым овладение этой азбукой, однако, это не так. Вот, что рассказал в интервью местной газете «Бийский рабочий» Миллер Виктор Филиппович, преподаватель высшей категории, которого выпускники прошлых лет помнят не только по занятиям пространственной ориентации, а позднее как преподавателя предмета «Система Брайля», но и по урокам игры на гитаре. Он же является музыкальным руководителем в нашем Центре.

Фотография. Преподаватель дисциплины Система Брайля Виктор Филиппович Миллер со своими учениками

«Когда я впервые попал в Центр реабилитации, то боялся, что не справлюсь, что не смогу научиться ориентироваться в пространстве, не смогу осилить сложную, как мне казалось, систему Брайля и никогда уже ничего не прочитаю и не напишу. С этим страхом сталкиваются все ослепшие люди. Осознать, что это не так, мне помогли мои педагоги, а теперь своим собственным примером я каждый раз доказываю своим воспитанникам: все возможно. Каждый мой урок – это упорство и целеустремленность учеников. Только благодаря этим качествам характера люди учатся жить в новом «темном» мире, не только преодолевая бытовые трудности, но и получая удовольствие от новых достижений».

За шестьдесят лет деятельности нашего Центра более пяти тысяч реабилитантов обучились чтению и письму по системе Брайля.

Но, к сожалению, все меньше писем стал приносить почтальон, а сейчас и вовсе они прекратились. И это потому, что в нашу жизнь напористо ворвался ОН – сотовый телефон. Мы рукоплещем произведению технической мысли, радуемся новым возможностям связи. И, действительно, сотовый телефон стал настолько доступным средством общения, что мы забыли, или почти забыли о письме и забыли незаслуженно.

Сейчас мы торопливо вынимаем «мобильник», что-то говорим, что-то слышим в шуме городских улиц, либо на фоне назойливых телевизионных информаций, а телефон, между тем, беспристрастно отсчитывает секунды, минуты оплачиваемого разговора. И трудно в этом хаосе звуков выделить и навсегда запомнить самые нужные слова.

Скажите однажды своему абоненту: «Я тебе напишу письмо», а затем возьмите ручку или грифель, положите на стол лист бумаги и… «Я к вам пишу…».

Пространственная ориентация

По тротуару городской улицы в людском потоке идёт незрячий человек. Он идет, слегка постукивая тростью, обнаруживая на пути следования различные препятствия, обходит их, забегая по ступенькам, поднимается на крыльцо, входит в магазин, выходит оттуда с покупкой, уверенно шагает в обратном направлении. Такую картину можно видеть практически в любом городе нашей необъятной страны. И не секрет, что у многих, наблюдающих со стороны за действиями незрячего, возникают вопросы: как человек без контроля зрения, самостоятельно передвигаясь в пространстве городской улицы, находит нужный ему объект? Что помогает незрячему правильно выбрать и удержать направление на пути следования? Какую роль выполняет в его руках белая трость? На все эти вопросы можно ответить при изучении предмета пространственной ориентации курса социальной реабилитации слепых в Бийском филиале ЦРС ВОС.

Фотография 1. Преподаватель курса Пространственной ориентации Зверев Николай Павлович на маршруте

В перечне предметов, составляющих курс социальной реабилитации, пространственная ориентация – один из самых важных и сложных предметов. Навыки по определению своего местоположения в пространстве и самостоятельного передвижения в нем без контроля зрения является для незрячего необходимостью, так как отсутствие таковых или недостаточное количество и качество таких навыков рано или поздно приводит к проблемам психофизического, а так же социального характера.

Цель изучения предмета: раскрыть и развить потенциальные психические и физические возможности незрячих при формировании у них навыков самостоятельного передвижения; стимулировать процесс компенсации слепоты, дающий возможность интеграции незрячего в общество.

Фотография 2. Сначала каждый маршрут учащиеся "проходят" кончиками пальцев на макете

Задачи изучения дисциплины:

1) Формировать у обучающихся положительную мотивацию к самостоятельному передвижению и повышению уровня мобильности при взаимодействии с различными видами пространства. Для этого реабилитанту необходимо:

а) овладеть основными приемами работы длинной тростью и использовать ее функции при передвижении и обследовании маршрутов, объектов и пространства;

б) научиться самостоятельно обследовать помещения различного назначения и передвигаться в них;

в) овладеть приемами самостоятельного обследования и изучения новых маршрутов в условиях нашего города и в дальнейшем использовать их в любом другом городе или населенном пункте;

г) самостоятельно передвигаться по изученным маршрутам; обнаруживать и преодолевать все виды препятствий на пути следования; пользоваться всеми видами общественного транспорта; самостоятельно осуществлять пересадки с одного вида транспорта на другой.

2) Формировать у обучающихся эмоционально-волевые качества, позволяющие преодолевать чувство ложного стыда и барьера страха перед пространством в процессе самостоятельного передвижения.

3) Тренировать внимание, память для использования их при обнаружении препятствий, осязательных и слуховых ориентиров.

4) Воспитывать разумную смелость, уверенность в себе, самостоятельность.

5) Научить правильно вступать в контакт со зрячими прохожими и разумно пользоваться их помощью при изучении или уточнении маршрутов.

6) Развивать компенсаторные возможности организма, применяя систематический тренинг сенсорной сферы в целях наиболее полной компенсации слепоты (сенсибилизация сохранных органов чувств).

7) Развивать способность к формированию качественных топографических и пространственных представлений на основе совокупной работы активизированных процессов памяти, внимания и мышления. Для изучения новых маршрутов используются рельефные планы, схемы и другие пособия.

В Бийском филиале ЦРС ВОС обучение пространственной ориентации ведут четыре преподавателя:

Овчинникова Олеся Ивановна,

Зверев Николай Павлович, инвалид 1-ой группы по зрению,

Сузопова Елена Павловна,

Гордеев Александр Анатольевич, инвалид 1-ой группы по зрению.

Многолетний опыт работы нашего Центра показал, что наилучшие результаты обучения пространственной ориентации достигаются, когда в учебной группе работают в паре зрячий и незрячий преподаватели.
Объясняется это следующим образом.

Незрячему преподавателю не составляет труда при показе маршрута заострить внимание своего ученика на самых необходимых ориентирах, выбрать из большого количества объектов наиболее удобные в данной обстановке, выбрать нагрузку, соответствующую возможностям обучаемого, наглядно показать приемы работы тростью, приемы изучения объектов в условиях города, определения сторон горизонта, использования отраженного звука, ощущения препятствий на расстоянии, обнаружение и преодоление препятствий. Незрячий преподаватель своим умением, навыками, своим личным примером, помогает ученикам преодолеть психологический барьер, создать у них оптимистический настрой на весь учебный период, вселить уверенность в свои возможности. Наконец, ему, на себе испытавшему все сложности и трудности самостоятельного передвижения в условиях города, легче правильно построить весь процесс обучения незрячего ученика.

Зрячий же преподаватель легко контролирует внешний вид учеников, их манеры, походку. Ему легче осуществлять негласный контроль за несколькими учащимися на разных маршрутах, на которых они оказываются неизбежно, т.к. по своим психофизическим возможностям они не могут одновременно осваивать программный материал.

В программу предмета включены 8 тем. На изучение 8-ми тем отводится 120 учебных часов. Это время, необходимое для освоения программы на хорошем уровне у учащихся без дополнительных дефектов и не владевших навыками пространственной ориентации. Для учащихся, имеющих дефекты осязания, слуха, вестибулярного аппарата, недостаточное общее развитие, преподаватель может использовать на первые три темы все 120 учебных часов.

В результате изучения курса по предмету «Пространственная ориентация» у выпускников должны быть сформированы теоретические знания и практические умения и навыки безопасного передвижения незрячего в замкнутом и открытом пространстве.

Фотография 3. Ранним утром учащиеся уже на маршруте.

Фото: Мария Слепцова

 

Рукоделие

Зачем человеку трудиться? Этот детский вопрос не задашь взрослому человеку.

Конечно, все мы любим работать поменьше, а получать побольше. Достаточно вспомнить русские пословицы: «Работа не волк, в лес не убежит» или весьма распространенное убеждение, что «лень – двигатель прогресса».

Но так ли благостно облегчение и упрощение жизни? Не ведет ли оно к упрощению чего-то очень важного для человека?

Помню, когда училась в школе и никаких компьютеров в помине не было, мы ходили в библиотеку, перерывали кучу книг, искали материал для докладов и рефератов, потом обсуждали, что-то свое додумывали, готовились.

И до сих пор ведь осталось это в памяти, потому что знания, добытые трудом, не умирают!

Тифлокомментарий к картинке 1: коллаж из четырех фотографий. На верхней фотографии запечатлены обучающиеся отделения Социальной реабилитации вместе с преподавателем учебной дисциплины Рукоделие. На трех нижних фотографиях показана работа и изделия обучающихся.

Сейчас я смотрю, как моя дочь готовится к выступлению по предмету: в первую очередь открывает интернет и скачивает из разных источников понемногу… А смысл? Много ли в голове останется?… Вопрос спорный… Главное, отделаться бы как можно скорее и с друзьями поиграть. Ну, ладно дети, а взрослые… Они считают, что для каждого дела есть свой специалист и пусть он работает! Нужно забить гвоздь… придет специалист, забьет! И вроде все правильно, зачем стирать вручную, когда можно купить стиральную машину? Зачем вязать свитер или шить платье, когда можно купить любое – проблем никаких.

А истина, как всегда – посередине.

Только труд создает условия для развития профессиональных навыков и творческих способностей, повышает самооценку, создает чувство уверенности и безопасности.

Труд заполняет и организует день. Неработающие люди зачастую даже не могут ответить, чем они занимались сегодня или вчера.

Труд связывает человека с миром, с другими людьми. Потеря труда приводит к ощущению бессмысленности существования.

К тому же, он – источник дохода и средство контроля течения своей жизни.

Однако, часто в своей жизни мы сталкиваемся с нежеланием что-либо делать, и оказывается, что делать нам это просто лень. И правда, лень часто вмешивается в наши планы и мешает добиваться намеченных целей.

А ведь лень - это не просто невинная слабость характера. Она делает человека настоящим инвалидом, и такая инвалидность страшнее, чем инвалидность из-за отсутствия… ноги или глаза.

Со всеми другими изъянами можно жить и быть счастливым, приносить своей жизнью пользу и получать от нее удовлетворение. Но неспособность дисциплинировать себя, управлять своей жизнью, то есть лень во всех ее проявлениях – испортит всю жизнь.

В каждом человеке - огромный потенциал для того, чтобы не жаловаться на жизнь, а состояться в любом случае!

Все мы знаем людей с ограниченными возможностями, для которых это не стало препятствием.

Например, великий Эдисон, подаривший миру 5 тысяч различных изобретений, в 13 лет оглох. Но это не помешало ему стать величайшим ученым, изобретателем и бизнесменом! Мир знает великих музыкантов, которым слепота или глухота не помешала творить.

У всех нас есть слабости, но у всех есть и сильные стороны, просто надо потрудиться, чтобы их обнаружить. Чтобы добиться в чём-то успеха, обязательно надо приложить усилие. В том-то весь и фокус, что для того, чтобы сделать нечто стоящее, необходимо преодолеть препятствие, прыгнуть выше головы, заставить себя двигаться вперёд.

Работа по социальной и профессиональной реабилитации слепых в нашем Центре направлена на то, чтобы вернуть каждого ослепшего человека к труду и активной жизни. Я, как преподаватель предмета «Рукоделие» курса социальной реабилитации, убеждена, что ручной физический труд является одним из важных средств тренировки сохранных органов чувств. Поэтому основной целью занятий по моему предмету является развитие компенсаторных способностей учащихся. В процессе обучения органы чувств тренируются непроизвольно, потому что именно руками выполняется множество трудовых движений.

Вторая немаловажная цель курса – развитие потребности к труду. Часто слышу от учеников, что любимое занятие дома - это «диван», «компьютер», «телевизор», но после прохождения курсов в нашем Центре эти взгляды меняются.

И в третьих, некоторые из вас уже имеют некоторые умения и навыки по рукоделию, поэтому моя задача упорядочить и привести эти знания в систему.

Занимаясь вязанием и плетением, человек становится уравновешенным, забывает о неприятностях, к тому же приносит пользу, создавая неповторимые шедевры, украшающие быт или гардероб.

Рукоделие добавит разнообразия в вашу жизнь, станет не просто любимым занятием, но, возможно, и средством дополнительного заработка, если вы приедете к нам и продолжите обучение на курсах профессиональной реабилитации.

Автор О.Н. Чупахина.

Домоводство и самообслуживание

Основной задачей изучения данного предмета является восстановление самостоятельности в быту человека, потерявшего зрение, обучение реабилитантов навыкам обслуживания себя, умению правильно организовывать свой быт. Это позволяет слепому быть в минимальной зависимости от зрячего, организовать домашнее питание и отдых, сохранять здоровье, воспитывать детей, общаться с окружающими людьми, вести активную жизнь.

В оборудованном кабинете домоводства и самообслуживания каждый незрячий может научиться правильному уходу за собой, пользованию приборами культурно-бытового назначения, уборке квартиры, включая уход за мебелью, стирке, утюжке и хранению личных вещей; повседневному уходу за одеждой, обувью и мелкому ремонту личных вещей; приготовлению разнообразной пищи; сервировке стола, хранению продуктов питания, уходу за посудой, кухонным инвентарем, приемам распознавания и хранения денег и т.д.

9

При соблюдении наглядности обучения слепых используется в основном осязательно-двигательный аппарат. Поэтому преподаватель использует наглядные и практические методы (показ трудовых приемов и упражнений).

При проведении теоретических занятий используются как словесные (беседа, рассказ) методы, так и наглядные (образцы).

Обучение основным навыкам домоводства осуществляется в условиях, максимально приближенных к нормальным бытовым, в которых слепому придется жить: стандартная кухня, с расположенным в ней обычным кухонным инвентарем, стандартная жилая комната и комната-спальня.

Цель программы:

1. Раскрыть потенциальные возможности каждого незрячего в выполнении бытовых действий, в самостоятельном ведении домашнего хозяйства.

2. Сформировать умения, навыки и приемы самообслуживания без зрительного контроля с помощью сохранных органов чувств (анализаторов).

3. Воспитать у каждого реабилитанта навыки культурного поведения, хорошего вкуса, правильной организации ведения домашнего хозяйства, чувства гражданской ответственности.

В программу включены практические и теоретические занятия по 7 темам. В основу занятий положены дидактический принцип обучения: от простого к сложному, последовательность, доступность, понятность.
При обучении обязательно учитываются возрастные, интеллектуальные и физические возможности, жизненный опыт каждого учащегося.

При проведении практических занятий особое внимание уделяется обеспечению безопасности труда при обучении приемам и навыкам работы с острыми, режущими предметами, с нагревательными приборами.

Закончив курс обучения каждый реабилитант должен:

- знать технологию приготовления пищи, вести здоровый образ жизни;

- уметь правильно организовать ведение домашнего хозяйства (уход за одеждой, борьба с бытовыми насекомыми, уборка жилья, стирка, утюжка вещей);

- уметь обращаться с современной бытовой техникой;

- уметь правильно распределять семейный бюджет, со вкусом одеваться;

- уметь принять гостей. 

2

3

Ещё статьи...

  1. Деревообработка