Физическая культура
Цель занятий по физкультуре: содействие развитию тех функций организма, которые помогают слепым компенсировать недостатки зрения, а также привитие умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями для улучшения работы всех сохранных анализаторов, что является необходимым условием для успешного процесса реабилитации.
Задачи изучения предмета:
1) воспитание эстетической оценки тела и движений человека;
2) укрепление здоровья, сохранение и дальнейшее совершенствование физического развития и подготовленности;
3) овладение основными жизненно-важными двигательными навыками и умениями, подготовка к трудовой деятельности;
4) овладение первоначальными навыками пространственной ориентации;
5) воспитание воли, настойчивости в достижении цели;
6) тренировка вестибулярного аппарата.
В настоящее время в Бийском ЦРС физкультуру преподает молодой специалист – Миллер Андрей Викторович. Преподаватель подбирает специальные комплексы упражнений с учетом состояния здоровья, физического развития и возраста каждого учащегося.
Все учащиеся Центра по состоянию здоровья делятся на 3 медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. За дозированием физических нагрузок следит преподаватель и медицинский работник. Учащиеся, отнесенные к основной и подготовительной группе, занимаются по основной программе.
С учащимися, имеющими значительные отклонения в здоровье или, имеющими дополнительные физические дефекты (паралич рук, ног; неправильное телосложение и др.) проводятся занятия по лечебной физкультуре в урочное время.
Систематические занятия физической культурой восстанавливают нормальную работу сохранных органов чувств. Занятия проводятся 5 раз в неделю в специально оборудованном зале или на открытой площадке. На уроках физкультуры приобретаются первоначальные навыки пространственной ориентации. У реабилитантов развивается выносливость, совершенствуется координация движений, необходимая для успешного выполнения производственных и бытовых работ.
Физкультура – мощное средство ликвидации скованности движений, повышения двигательной активности и преодоления боязни пространства у ослепших, она является средством тренировки вестибулярного аппарата, обеспечивающего слепым прямолинейность движения, равновесие тела, ощущение активных и пассивных поворотов на месте и в движении.
На уроках физкультуры воспитывается характер, воля незрячего, смелость, настойчивость и упорство в достижении цели.
Особенно большую роль играет физическая культура для людей, ослепших в детстве и, как правило, не получивших достаточного физического развития. С такими учащимися в основном разучиваются корригирующие и обще развивающие упражнения. Практика показала, что у таких людей постепенно появляется правильная координация движений, правильная походка и осанка, они становятся физически более сильными.
При проведении теоретических занятий используются такие методы как: словесные (рассказ, беседа), наглядные (показ тренажеров, снарядов).
При проведении практических занятий используются методы наглядные и практические.
Итоговая аттестация проводится, исходя из оценки знаний по каждой теме и снимаемым показателям физического развития по прибытию в ЦРС и по окончанию обучения.
Основные знания, умения:
У реабилитантов должны быть сформированы знания о тренажерах, снарядах, упражнениях, направленных на укрепление здоровья и развития физических качеств, необходимых для успешной бытовой и трудовой деятельности.
За время обучения в общей сложности учащиеся изучают более 50 упражнений, часть из них входит в утреннюю гимнастику, а также в регулярные занятия по физкультуре и способствуют развитию физической силы, гибкости, выносливости, умения регулировать нагрузку.