Методическое пособие по пространственной ориентации для школьников


 Тема 1. Понятие об ориентации и мобильности слепых

Ориентация - это непрерывный процесс определения своего местоположения в пространстве  или определение направления своего пути относительно сторон горизонта,  предметов (объектов), отличительных признаков окружающей среды.

У зрячих этот процесс протекает на основе визуального контроля. Такое определение можно использовать и применительно к процессу пространственной ориентации слепых, но отличается он тем, что данный процесс происходит при отсутствии зрения, на основе использования информации сохранных органов чувств. Обязательным условием эффективности процесса пространственной ориентации слепых является его непрерывность.

И так, с чего же следует начать анализ сложного и многогранного процесса самостоятельного передвижения незрячих.

Прежде всего, необходимо дать определение понятия – маршрут.

Маршрут  - это путь следования незрячего, который включает в себя следующие составляющие: отправной пункт; конечная цель маршрута и непосредственно сам путь, фиксированный по своей форме и расстоянию.

В процессе самостоятельного передвижения незрячий решает три  задачи: выбор направления, поддержание направления и обнаружение конечной цели маршрута. Чтобы эффективно решать эти задачи незрячий должен уметь использовать различные виды ориентиров.

Ориентиры – это предметы, объекты, отличительные признаки поверхности пути или любая информация из окружающего пространства, воспринимаемые сохранными органами чувств  слепого, которые он может использовать с целью определения своего местоположения на данном участке пространства.

По характеру восприятия ориентиры подразделяются:

- зрительные (признаки  пространства воспринимаемые остаточным зрением или светоощущением)  цвет объекта или предмета, очертания силуэта предмета или объекта, светотеневой контраст и т.д.

-слуховые (звуки окружающего пространства воспринимаемые на слух)  звуки шагов пешеходов и транспортных средств, звуки и шумы доносящиеся с предприятий и объектов общественного назначения и т.д.

- осязательные  (признаки пространства воспринимаемые посредством кожно-двигательных ощущений) стены зданий, заборы, покрытия дорог и тротуаров и т.д.

- обонятельные  (запахи окружающего пространства воспринимаемые обонянием) запахи растительности, запахи характерные для объектов общественного назначения – булочные, аптеки, парикмахерские и т.д.

По роли в процессе ориентации ориентиры делятся на  направляющие, контрольные и опорные.

В качестве направляющих ориентиров могут быть как слуховые ориентиры, так и осязательные – звуки транспортного движения, стена здания, край тротуара или проезжей части и т.д. Все эти ориентиры незрячий может использовать с целью выбора направления передвижения и при поддержании выбранного направления на маршруте. Так же в качестве направляющего ориентира могут использоваться солнце и ветер.

Контрольный ориентир – это ориентир, который на конкретном участке местности будет для незрячего являться единственным и подобного ему на этом участке не существует. Этот ориентир -  может быть для незрячего одним из ключевых на маршруте в плане определения своего местоположения на местности.

Опорный ориентир – это естественный или искусственный объект, местоположение которого известно большинству людей, проживающих в данном населённом пункте. Это – вокзал, театр, мост, река, лес и т.д. Чаще всего опорные ориентиры используются незрячими опосредованно, т.е. имея представление о взаиморасположении опорных ориентиров по отношению к отрезку маршрута, незрячий может уточнить своё местоположение, вступив в контакт со случайным прохожим и скорректировать выбранное направление.

По времени нахождения ориентиров на пути, они подразделяются: постоянные, временные и переменные.

Постоянные ориентиры  по истечению времени не меняют своего местоположения в пространстве (здание, проезжая часть, тротуар ит.д.).

Временные ориентиры  меняют своё местоположение в пространстве по истечению какого-либо времени, изменяются в качественном и количественном плане  (изменяется ширина тропинок на снегу, форма и размеры луж и т.д.).

К переменным ориентирам относится солнце и  ветер. Так, солнце утром бывает на востоке, в полдень на юге, вечером на западе. Опытный незрячий учитывает время суток и использует тепло солнечных лучей в качестве ориентира в процессе ориентации.

Мобильность – это готовность слепого к взаимодействию с окружающей средой и способность к быстрому принятию безопасного решения.

Мобильность имеет важное значение в жизни слепого. Она позволяет ему быть самостоятельным, уверенным в себе.  Мобильность позволяет незрячим поддерживать постоянную связь с окружающим миром, благотворно влияет на психическое и физическое состояние слепого, облегчает контакты с людьми, является необходимым условием повышения его адаптационных возможностей с  последующей интеграцией в общество.

Мобильность и пространственная ориентация тесно связаны между собой.

Тема 2. Трости для слепых

На настоящий момент ни в одной стране мира не существует тифлотехнических приборов, позволяющих полностью компенсировать отсутствие зрительного органа незрячего, а также нет прибора, который  функционально заменил бы ему трость. Трость слепого – это тифлосредство, посредством которого слепой получает информацию об окружающем пространстве на два основных сохранных органа чувств (осязание и слух).

В руках слепого трость выполняет следующие  функции: щупа, буфера, генератора звука, отличительного знака и функцию на­правляющей линии.

1) незрячий при помощи трости воспринимает особенности поверхности пути и эту информацию он может использовать в качестве ориентиров для определения своего местонахождения в пространстве;

2) трость в руках слепого должна выполнять защитную функцию, при применении определенных приемов владения тростью незрячий может своевременно обнаружить и преодолеть различные виды препятствий;

3) звуки, возникающие при соприкосновении трости с различными предметами, объектами, а также поверхностью пути дают слепому информацию, которую он может использовать для определения материала, из которого эти предметы, объекты изготовлены или сооружены; также слепой может  по извлеченным звукам определить что это за  предметы или объекты. В этом процессе очень важную роль играет такое свойство слуха как предметность слуховых ощущений. Кроме того, для незрячих очень полезно умение использовать при самостоятельном передвижении отраженные звуки. В целях обнаружения крупных предметов и объектов, расположенных на относительно большом расстоянии от слепого (15-25 м), незрячему достаточно извлечь (генерировать) звуки, производя удары тростью о твердое покрытие тротуара или предметы из твердых материалов (камень, металл);

4) белая трость в руке незрячего – это предупреждающий знак для других участников дорожно-транспортного движения (водителей и пешеходов), которые своевременно смогли бы предпринять меры предосторожности, а также при необходимости оказать незрячему помощь при посадке в общественный транспорт, при пересечении проезжей части и т.д. 

5) функция направляющей линии рекомендуется слепым к использованию при пересечении  широких тротуаров, площадок, небольших по величине площадей, и заключается в следующем: незрячий держит трость перед собой (по средней линии тела) и толкает ее не отрывая наконечник от поверхности, тем самым он тростью условно «чертит» линию,  по которой идет. Этот прием позволяет выдержать слепому относительную прямолинейность при передвижении. Обязательным условием для эффективности выполнения этого приема – ровная поверхность

Для того, чтобы трость в процессе самостоятельного передвижения слепого могла выполнять вышеизложенные функции, она должна соответствовать определенным требованиям. Трость должна быть подобрана по росту слепого. На сегодняшний день в Центрах реабилитации слепых ВОС применяются различные методы подбора и методы подсчета длины трости. Два самых простых и удобных метода подсчета длины трости состоят в следующем:

1-й метод. Величину роста незрячего следует умножить на 0,7.

2-й метод. От роста слепого следует отнять 0,5 м. Результат этой разницы будет соответствовать оптимальной длине трости для незрячего.

При наличии у слепого выбора тростей для него удобнее всего будет  метод подбора. В реабилитационной практике используются два варианта подбора трости. Первый из них   заключается в следующем: слепой стоит (спина прямая), трость ставится у него между ступнями и располагается по средней линии тела (линия, условно делящая тело симметрично по вертикали); длина трости должна соответствовать расстоянию от поверхности пола до точки, которая условно находится на грудной кости выше нижнего края мечевидного отростка на 5 см. Второй  метод подбора предполагает следующие условия: слепой стоит прямо, рука, которая держит трость, согнута в локте под углом 90 градусов, кисть по средней линии тела на расстоянии 10-15 см от туловища (хватка трости «карандаш»), наконечник трости касается поверхности пола перед слепым на расстоянии не менее полутора  шагов от его ступней.

В перечень требований, которым должна отвечать трость слепого входят еще и такие требования: небольшой вес, гибкость, прочность. Трость должна быть легкой для того, чтобы слепой мог оперативно манипулировать ею при выполнении различных приемов и рука при этом не должна уставать.

Трость должна иметь запас гибкости и прочности, т.к. постоянно претерпевает нагрузки: трость может оказаться в положении на излом, когда на неё случайно наступит пешеход, может застрять в щели забора, или при подходе слепого к автомобилю стержень трости может оказаться под бампером. Такие ситуации могут  возникнуть по той причине, что сила инерции при движении слепого не дает возможность ему мгновенно остановиться. Соответствие трости этому требованию необходимо ещё потому, что слепой при передвижении очень жёстко касается, а иногда и ударяет тростью по поверхности пути, предметам. Наиболее практичной и отвечающей выше изложенным требованиям является стеклопластиковая трость.

Стеклопластик – современный и самый распространенный материал, который используется при изготовлении тростей для незрячих. Тонкостенный, трубчатого типа стержень трости, конусный в своем продольном сечении (диаметр стержня к наконечнику уменьшается), пружинит от поверхности при выполнении приема «касания» или «учащенное касание», что в значительной мере облегчает процесс работы тростью и повышает степень возможности варьирования приёмами ее использования.

Наконечник трости должен быть изготовлен из плотного и устойчивого к стиранию материала (легкие металлические сплавы, титановые, алюминиевые, а также твердые синтетические материалы: фторопласт, текстолит, гетинакс, капролактам и т.д.). Шарообразная форма наконечника необходима для выполнения такого приема работы тростью, как «скольжение». Высокая плотность наконечника нужна для того, чтобы трость выполняла функцию генератора звука, т.е. чем выше плотность материала, тем лучше качество извлекаемых (генерируемых) звуков.

Ручка у трости для слепых должна быть изготовлена из плотных видов материала, желательно, чтобы она была рельефной - это повысит степень сцепления между ладонью и тростью. Ручка должна быть снабжена крючком или веревочной петлей для того, чтобы трость можно было повесить на вешалку.

Белый цвет трости для незрячих – это обязательное к соблюдению требование, как к участникам дорожного движения. Этот момент оговаривается в правилах дорожного движения и является общепринятым практически во всех странах мира. Трость слепого должна быть выкрашена в любой оттенок белого цвета, желательно, чтобы на трость была наклеена светоотражающая пленка, наличие которой будет способствовать безопасности передвижения незрячего в темное время суток. Белая трость и длинная трость в данном контексте  рассматриваются как синонимичные выражения, и выше приведенные требования относились к трости незрячих для повседневной ходьбы (белая длинная стеклопластиковая трость).

Существуют другие виды тростей для незрячих, например, складная. Эта трость удобна в таких ситуациях, как, поездка в междугороднем транспорте (поезд, самолет, теплоход и т.д.), при посещении таких объектов общественного назначения как театр, кафе, поликлиника и т.д. В этих же целях слепыми может использоваться телескопическая трость.

Удобными для людей пожилого возраста и инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата считаются короткие трости с ручкой в фор­ме плавно загнутого крючка (клюшки).

По индивидуальной программе реабилитации выдается бесплатно только трость, никакие другие тифлоприборы, связанные с облегчением самостоятельного передвижения слепых, в настоящее время в список не входят.

Тема 3. Основные приёмы работы длинной тростью

Длинная трость - многофункциональный инструмент, который в процессе самостоятельного передвижения является основным для подавляющего большинства слепых во всём мире. Этот инструмент прошёл свой путь в истории слепых от грубого посоха до современной элегантной трости. Трость претерпевала изменения в соответствии с требованиями тех социальных условий различных общественно-экономических формаций, в которых проживали слепые. Длинная трость слепых и белая трость слепых – это два синонимичных выражения, которые в равной степени используются в современной практике реабилитации незрячих.

В основные приёмы работы длинной тростью слепых входят две группы приёмов: хватки («карандаш», «охват»), способы слежения за ориентиром («касание», «скольжение», «учащённое касание»). Эти приёмы базируются на двух техниках работы длинной трости – технике «диагонали» или технике «маятника».

Техника – есть совокупность приёмов, в процессе выполнения которых трость находится в определённом положении или совершает перемещения относительно тела и поверхности пути.

Техника «маятник»

 

 

При технике «маятника» трость используется слепым в качестве щупа, удлиняя руку слепого, стержень трости движется маятникообразно. Используя трость в технике «маятника», слепому необходимо знать положение руки, хватку трости и, кроме того, нужно уметь правильно выполнять движения тростью в сочетании с ритмом шагов.

Положение руки – рука согнута в локте, плечо свободно опущено вниз и легко прижато к телу, кисть руки находится впереди по средней линии тела на уровне пояса на расстоянии от 10 до 20 см. от тела.

Хватка трости (приём держания трости). При данной технике предлагается два приёма: хватка «карандаш» и хватка «охват». При хватке «карандаш», трость берётся ниже ручки тремя пальцами, стержень трости располагается между большим и указательным пальцами и лежит на среднем. Указательный и большой пальцы охватывают стержень трости сверху. Этот приём держания трости позволяет при необходимости регулировать рабочую длину трости. При хватке «охват» незрячий берёт трость за ручку, охватывая её средним, безымянным и мизинцем снизу, большим  - сверху, а указательный палец направлен вдоль стержня в сторону наконечника. При таком положении кисти слепой может наиболее свободно ей манипулировать, максимально расширив сектор просматриваемого тростью пространства.

 

 

В технике маятника слежение за ориентирами выполняется тремя приёмами: касание, скольжение, учащённое касание. В процессе выполнения приёма «касание» слепой касается тростью поверхности пути с периодичностью в один шаг. Таким образом, прежде чем нога слепого наступит на поверхность пути, это место уже будет проверенно тростью. В слежении приёмом «скольжение» совершаются  маятникообразные  движения тростью, при  этом наконечник трости перемещается, не отрываясь от поверхности пути. Когда слепой шагает левой ногой, наконечник перемещается вправо, останавливаясь по линии правого плеча, а когда делается шаг правой ногой – наконечник перемещается влево и останавливается по линии левого плеча. Слежение приёмом  «скольжение» обеспечивает более тщательное обследование поверхности пути. В случае, когда поверхность пути не позволяет наконечнику скользить, необходимо применять приём «учащённое касание». Расстояние между касаниями наконечника трости с поверхностью пути не должно превышать 10 -15 см.

Техника маятника применяется как на знакомых, так и при изучении незнакомых маршрутов. Приём «касание» позволяет получить только минимальную информацию о поверхности пути. Поэтому чаще всего этот приём применяется при передвижении на знакомых маршрутах. При изучении нового маршрута возникает необходимость получить более полную информацию о поверхности пути. В этом случае применяется приём «скольжение». Изучая новый маршрут, применяя при этом приём «скольжение», необходимо помнить, что скорость  движения слепого должна быть невысокой. Так же приём «скольжение» применяется при определении начала лестниц, уступа, рытвин.  

Техника «диагональ»

 

 

В технике диагонали трость выполняет функцию буфера, она защищает слепого от столкновения с препятствиями. Положение руки должно быть таким же как описано в технике маятника. При этом трость держится хваткой «карандаш», стержень находится в диагональном положении по отношению к телу слепого. Если трость в правой руке, то наконечник чуть левее левой ступни. Приёмы слежения за ориентиром (« касание», «скольжение», «учащённое касание») должны использоваться ситуативно, в зависимости от цели применения данной техники (наружное обследование зданий, обнаружение и преодоление препятствий, передвижение внутри зданий и т. д.). 

Тема 4. Правила и приемы самостоятельного передвижения слепых в зданиях и помещениях

Для обеспечения безопасности при ориентации и самостоятельном передвижении незрячих в зданиях и помещениях следует знать и соблюдать определенные правила.

В коридорах, залах и на лестницах любых зданий и, прежде всего в тех, где бывает много незрячих, необходимо соблюдать правило правостороннего движения.

В незнакомых и редко посещаемых зданиях и помещениях при самостоятельном передвижении слепым всегда следует пользоваться тростью. В хорошо изученных зданиях и помещениях пользоваться тростью необязательно.

Для более безопасного передвижения слепого в зданиях и помещениях с тростью эффективнее будет использование её в технике «диагональ» (техника «диагональ» – защитная техника).

Для удобства рассмотрения приёмов работы тростью в технике «диагональ» следует усвоить исходное положение рабочей руки слепого. Исходное положение: рука опущена вниз, согнута в локте, кисть руки находится по средней линии тела на расстоянии от 10 до 20 см от тела. Трость следует держать ниже ручки тремя пальцами, как карандаш при письме. Стержень трости находится между большим и указательным пальцем и лежит на среднем.

При этой технике наконечник трости немного выступает с одной стороны, а ручка с другой стороны тела слепого (по диагонали).

Если трость в правой руке, наконечник расположен левее левой ноги по линии левого плеча, а ручка правее туловища.

Если трость находится в левой руке, то всё наоборот.

 

 

При передвижении слепого вдоль стены, используя технику «диагональ» наконечник трости касается или скользит по плинтусу. Если нет плинтуса, то наконечник трости скользит или касается стены не выше 5-ти сантиметров от поверхности пола, чтобы не пачкать стену и не повредить отделку.

При передвижении вдоль стены слепому следует знать и соблюдать правило перекрёстности: если стена справа – трость в левой руке и наоборот.

 Свободной от трости рукой слепой следит за поверхностью стены,  касаясь стены тыльной стороной ладони.

Положение трости изменяют только движением кисти рабочей руки. Чтобы следить за изменением характера поверхности пола, слепой движением кисти опускает трость до соприкосновения наконечника с полом и тут же приподнимает её, т.е. касается пола периодически, примерно через шаг. Этот приём называется «касание». Для получения более подробной информации о характере пола в помещении наконечник трости опускают до соприкосновения с полом и скользят по полу. Это приём «скольжение».

Применение техники «диагональ» в помещениях предохраняет слепого от непосредственного столкновения с предметами и людьми, находящимися в помещении на его пути. Использование стены как направляющего ориентира в помещении вместе с тем даёт возможность обнаружения выступов, уступов, дверных и других проёмов.

       

Передвижение слепых в зданиях и помещениях без трости.

Сформировав качественные представления о пространстве здания или помещения, слепой может передвигать в этом пространстве без трости. При этом незрячие могут применять следующие приёмы: идти вдоль стены примерно на расстоянии 10 см от неё, для слежения за стеной правая рука должна быть поднята вперед-вверх примерно на 45 градусов относительно туловища. Если стена гладкая, слепой прикасается к ней мизинцем и безымянным пальцем, свободно согнув остальные. Если стена шероховатая, то кисть поворачивают тыльной стороной к стене и, касаясь ногтями поверхности стены, скользят по ней. При передвижении рука находится впереди туловища, чтобы вовремя обнаружить на стене двери, выступы, уступы и проёмы. Вдоль стен можно передвигаться, прикасаясь к ним каким-нибудь лёгким предметом, например, свернутым в трубочку листом бумаги газеты. Левая рука согнута в локте и расположена на уровне груди, пальцы при этом прямые, кисть направлена тыльной стороной вверх.

 

 

Для обнаружения ручек на дверях слепой совершает поисковые движения рукой, скользя ладонью сверху вниз по краю двери.  Если необходимо открыть дверь, то открывать ее нужно плавно, и той рукой, в какую сторону она открывается.  Передвигаясь между столов, незрячий скользит опущенной рукой по кромке столешницы. При обследовании низких предметов нельзя наклоняться, нужно присесть, защищая лицо кистью руки, расположенной перед лицом ладонью вперед. При этом пальцы должны быть разведены. Рука располагается на расстоянии примерно15 см от лица. В местах, где пространство не позволяет присесть, наклон производить, используя выше описанный прием защиты лица ладонью.

Чтобы обезопасить себя и окружающих людей при передвижении в зданиях и помещениях слепому необходимо знать, что нельзя стоять посередине коридора (по всей его длине), на повороте из одного коридора в другой, на пути у оживленного людского потока, на  ступеньках лестничных маршей, а также прислонившись к двери.

Соблюдение выше изложенных правил и приемов самостоятельного передвижения слепого в зданиях и помещениях будет являться залогом безопасности самих слепых и окружающих, а также повысит эффективность процесса ориентации в пространстве. 

Тема 5. Приемы работы длинной тростью в различных ситуациях

При передвижении в зданиях и помещениях слепому следует использовать технику «диагональ». Эта техника обеспечит безопасность, предотвратит незрячего от столкновения с препятствиями, людьми, а также позволит при выполнении правила «перекрёстности» (если стена справа, то трость в левой руке, и наоборот) удержаться слепому у направляющего осязательного ориентира (стены), обнаружить проёмы дверей и повороты коридора. При этом используется хватка «карандаш», а приём слежения за ориентиром  («касание» или «скольжение») подбирается с учетом характера поверхности стены, и наконечник трости должен касаться стены не выше 5-7 см над уровнем пола.

Приемы работы тростью при передвижении слепого по лестничным маршам

Подъем 

 

 

При подходе к лестнице слепой, работает тростью в технике «маятник», при этом должен обнаружить первую ступеньку (прием «скольжение», хватка «охват»). Обнаружив её, и  проведя тростью по ребру ступеньки, слепой может установить для себя направление движения по лестничному маршу, а проведя тростью по обеим плоскостям ступеньки, определить её высоту и глубину.     

Затем слепой меняет хватку «охват» на хватку «карандаш», причем хватку следует сделать, «укоротив» рабочую длину трости, ровно настолько, чтобы в технике «диагональ» касаться лишь края ребра следующей ступеньки. Таким образом,  поднимаясь по лестнице, незрячий касается ступенек, и когда лестничный марш кончится, трость не коснется ступеньки.  Это и будет служить ориентиром для незрячего, который говорит о том, что осталось подняться на последнюю ступеньку лестничного марша. Данный метод подъема целесообразнее всего использовать при передвижении по лестницам в тех местах, где незрячий бывает редко, там, где людно и есть вероятность столкновения с каким-либо препятствием (поликлиника, магазин, детсад, школа и т.д.).

При движении по лестничным маршам со стандартными ступеньками, которые находятся в хорошем эксплуатационном состоянии, по которым слепой часто ходит, где не велика вероятность столкновения с препятствием, в работе тростью слепой может использовать прием «вертикаль». В данном случае слепой держит трость хваткой «карандаш» таким образом, чтобы она касалась  ребра следующей ступеньки и при этом свободно свисала параллельно телу слепого сбоку и чуть впереди. Момент окончания лестничного марша при подъеме в этом случае слепой может, как и в предыдущем, определить по моменту, когда трость не коснется ступеньки.

Спуск

 

 

При спуске по лестничному маршу более безопасным для незрячего будет работа тростью в технике «диагональ». Причем длину трости необходимо увеличить настолько, чтобы касаться ребра следующей ступени, т.е. той ступени, на которую должна ступить нога слепого. Так, ударяя по ребру следующей ступени, незрячий двигается вниз по лестнице с оптимальной для него самого и окружающих скоростью (не быстро). Когда ступени кончатся, трость упрется в пол, и незрячему останется шагнуть с последней ступеньки.

Второй метод спуска по лестничному маршу отличается от первого лишь тем, что слепой не ударяет тростью по ребру следующей ступеньки, а проносит её в технике «диагонали» над ребром каждой следующей ступеньки (на высоте 3-5 см). И также точно, когда трость упрется, слепому останется сделать один шаг и шагнуть с последней ступеньки. Второй способ практически бесшумный в сравнении с первым, но его использование возможно лишь в ситуации, когда лестница имеет стандартные ступеньки и находится в хорошем эксплуатационном состоянии.  

Тема 6. Методика обследования и  изучения маршрутов на приусадебном участке

Незрячему необходимо знать методику освоения замкнутого (ограниченного) пространства для того, чтобы при необходимости уметь обследовать территорию предприятия, где незрячий работает, санатория, детского сада, любого другого приусадебного участка (жилого дома, территорию больницы, учебного заведения) и т.д. Зрячий человек, ориентируясь на незнакомой территории, опирается  на главный анализатор – зрительный. Здания  и  сооружения отличаются друг от друга строительным  материалом,  архитектурными особенностями, этажностью,  могут иметь  над входом таблички, обозначающие  назначение сооружения. Тротуары так же имеют отличительные признаки: с бордюром, без бордюра, с ограждением, без ограждения -  всё это зрячий человек может быстро охватить взглядом и сориентироваться. В сравнении с незрячим человеком, зрячий не затрачивает специально время на изучение какой-либо территории, так как процесс восприятия незнакомого пространства происходит дистанционно.

Рассмотрение данной темы будет удобным на примере  изучения конкретной территории. Каждая территория имеет свои границы и занимает определённую площадь. На этой территории могут располагаться различные объекты, например: корпус санатория,  столовая и прачечная,  спортзал,  котельная и склады,   беседки и т.д. Эти объекты, как правило, связаны между собой сетью тротуаров.  Чтобы хорошо ориентироваться в  замкнутом пространстве,  незрячему нужно научиться обследовать объекты, тротуары и уметь находить их отличительные  признаки. 

Здание  - это крупный искусственный объект, созданный людьми для удовлетворения своих бытовых, производственных и других потребностей. Поэтому в пространственной ориентации объекты такого типа встречаются наиболее часто и имеют первостепенное значение для незрячего, являясь отправным пунктом, конечным пунктом маршрута, либо контрольными  ориентирами на пути следования к  конечной цели.

С целью формирования представлений о размерах и форме здания нужно обойти его по периметру (если это возможно). Обследование здания следует производить  руками, а также используя трость в технике «диагональ».  После обхода здания по периметру слепой может  представить размеры  и форму здания.  Здания по своей форме могут быть: прямоугольные, Г – образные,  П. – образные, Т – образные, Е – образные и т. д. При обследовании здания снаружи следует обратить внимание на архитектурные  особенности -   материал строения,   на высоту до окон первого этажа, на ширину оконных проёмов, материал дверей,   материал крыльца и высоту цоколя.  При наружном обследовании здания  следует учесть, что  скорость передвижения незрячего должна быть не высокой.  Здания могут иметь подвальные окна, которые в целях безопасности следует своевременно  обнаруживать тростью.  Обходя здание, снаружи слепому следует обратить внимание на звуковую картину и запахи, распространяющиеся в зоне этого здания, а при наличии остаточного зрения - на цветовую гамму объекта.    Представление о  третьем измерении - высоте (этажности)  можно получить после словесного описания или обследуя макет этого здания.

Для изучения маршрутов на незнакомой территории незрячему необходимо выбрать отправную точку, например какое-то здание или проходную. Обследование любой территории следует начинать с простых и необходимых маршрутов.

Маршрут – это путь следования незрячего, который включает в себя следующие составляющие: отправной пункт; конечная цель маршрута и непосредственно сам путь, фиксированный по своей форме и расстоянию. Изучение маршрутов для слепых, не имеющих опыта, осуществляется  под руководством инструктора. При этом у незрячего формируется умение выбирать направление на маршруте,  поддерживать его и обнаруживать конечную цель. Под руководством инструктора  незрячий учится  обследовать тростью (техника «маятник» приём скольжение) обе стороны тротуара и следить за его краем. В процессе изучения маршрута у незрячего формируются навыки по использованию  сохранных органов чувств, а также  умения устанавливать направляющие и контрольные ориентиры. Следует увязывать изучаемый маршрут и его отрезки  со сторонами горизонта. Маршрут считается изученным в том случае, когда незрячий сможет пройти по нему самостоятельно несколько раз от отправной точки до конечной цели и обратно, не допуская ошибок.

Изучение маршрутов происходит быстрее, когда используются наглядные средства обучения: макет, рельефный план и др. С помощью макета можно представить всю территорию в целом. 

Чтобы получить полные представления о форме территории и улицах прилегающих к ней,  нужно обойти её снаружи.  Наружный обход позволяет  установить отличительные признаки характера пути, звуковой картины окружающего пространства, обнаружить и обследовать вход и въезды на территорию.

Знания методов и приёмов изучения  ограниченного пространства  позволят самостоятельно изучать маршруты на любой территории. Ускорить формирование представлений о незнакомой территории можно с помощью плана (если он есть) или в ходе беседы с кем–либо, выяснив длину, ширину, форму участка, взаиморасположение зданий относительно друг друга и сторон горизонта. Последовательность изучения маршрутов на участке должен установить сам слепой, учитывая их  необходимость. Умение самостоятельно ориентироваться с тростью и без трости на хорошо изученной территории  является показателем  уровня мобильности незрячего.