Деревообработка


Цель работы по трудовой реабилитации слепых – приобщить инвалидов по зрению к общественно-полезному труду. Однако труд является не только целью, но и мощным средством реабилитации.

Любой полезный труд отвлекает ослепшего человека от мрачных мыслей, от ухода в себя, повышает его жизненный тонус, предотвращая появление тяжелых последствий слепоты. Трудовая подготовка в ЦРС ВОС направлена на восстановление трудоспособности и позволяет выявить индивидуальные возможности незрячих; показать доступность для них большого количества различных видов ручного физического труда.

Труд, особенно ручной, оказывает огромное влияние на процессы компенсации слепоты: у взрослых ослепших людей быстро восстанавливается координация движений, повышается различительная чувствительность кожного и двигательного осязания, улучшается внимание и память, тренируются руки.

В Бийском филиале ЦРС ВОС преподаются два трудовых предмета: деревообработка и рукоделие.

Цель обучения по предмету «деревообработка» – выработать у учащихся простые навыки по обработке древесины без контроля зрения, научить применять полученные знания и умения в быту и в трудовой деятельности.

Задачи программы:

1) Выявить у обучающихся индивидуальные возможности и способности, показать доступность для них большого количества различных видов ручного и машинного труда.

2) Выработать у учащихся уверенность в своих силах и способности к полезной деятельности.

3) Совершенствовать осязание, слух.

4) Развивать память, внимание, координацию движений.

5) Развивать техническое мышление и интерес к труду.

6) Воспитывать активное отношение к труду, дисциплинированность.

7) Прививать навыки работы с инструментами без контроля зрения.

8) Овладение приемами ручного труда по обработке древесины, навыками его организации.

9) Овладение технологией изготовления простых столярных изделий.

Трудовая реабилитация в Бийском филиале ЦРС ВОС осуществляется в специально оборудованных кабинетах и мастерских.

Фотография 1. Учащиеся в мастерской деревообработки

Столярному делу обучаются в основном мужчины под руководством преподавателя Плотникова Павла Леонидовича.

В мастерской по деревообработке у незрячих вырабатываются основные трудовые двигательные стереотипы, пригодные в дальнейшем при выполнении бытовых и производственных работ. Здесь же реабилитанты знакомятся с тифлоприспособлениями и измерительными инструментами для слепых. При работе с инструментом особое внимание уделяется соблюдению учащимися правил техники безопасности.

На занятиях по деревообработке ослепший человек учится определять руками форму и размеры заготовок и деталей, распознавать физические и механические свойства материалов.

Фотография 2. Учащийся осуществляет сборку табурета

В результате систематических упражнений в процессе выполнения трудовых операций руки незрячего становятся главным органом познания окружающего мира и взаимодействия с ним. В процессе ручного труда тренируются и развиваются не только осязание, но и другие органы чувств. Так, например: по звукам, возникающим в процессе обработки материалов, незрячие учатся определять виды и качество материалов (породы древесины, виды материалов, их твердость и другие свойства). По звукам они определяют состояние работающих механизмов, режущего инструмента и так далее.

Программа состоит из 10 тем. Каждая тема программы представлена краткими технологическими сведениями, особенностями изучения темы с учетом обучения инвалидов по зрению, перечнем практических заданий.

При выполнении практических заданий по теме: «Технология изготовления изделий», учащийся изготавливает не все перечисленные в программе изделия, а лишь те, которые соответствуют его способностям и возможностям. Итоговая аттестация проводится, исходя из средней оценки знаний по всем темам.

Фотография 3. Учащиеся за работой в мастерской деревообработки

В результате обучения по программе выпускники должны:

1) знать общие сведения о столярном производстве, материалах, инструментах, применяемых при обработке древесины;

2) знать технологию изготовления простых столярных изделий;

3) овладеть приемами обработки древесины без контроля зрения;

4) уметь изготавливать простые столярные изделия, такие как: швабры, различные ящики, лопаты фанерные для снега, шкатулки, табуреты, подцветочники, сувенирные бочонки, обеденные столы.